Дубки: урочище тайн и открытий…(Ч2)

Начало | Продолжение...

От самого рождения до середины 1994 г. жил я в Орше (на её северо-восточной окраине, - Заднепровье), и потому довольно часто бывал в Дубках и Купе. Весной 1994 г. случилось обширное выгорание прошлогодней травы на большом протяжении левобережья Днепра. Буквально до голой земли выгорело тогда и урочище Купа. При этом нежданно открылось всё обилие здешних валунов, - наблюдая и исследуя его, невозможно было не задуматься снова об их роли и происхождении. Представившиеся взору все сразу, явили они и очевидную закономерность в своём расположении. Особенно заметна была их выстроенность в окружность вокруг огромного валуна. Камни были частично заглублены в землю, некоторые едва видны, - оттого окружность местами прерывалась, но невидимые, слагающие её валуны, словно «просвечивали» из-под корки земли (обнаружить их, - подтвердить догадку об их наличии, было весьма легко заострённым колышком). Вот тогда-то осенила меня мысль, что камни эти непростые, и намеренно уложены в строгой системе, и смысл в них заключён глубокий, и место это уникальнейшее! Языческое капище в комплексе с культовым родником, камнем-жертвенником и неолитической стоянкой!

Пришлось срочно (пока камни не укрыла новая растительность) несколько дней изучать, - фотографировать, составлять план размещения, писать сообщение о новооткрытом памятнике старины в Музей истории и культуры г. Орши (материал представлен туда 1 июня 1994 г.). В это время в Оршанской типографии уже готовилась к печати моя книга «Падарожжа па Дняпры», - срочно было решено дополнить её и повествованием о последней находке. И в самый завершающий момент подготовки издания сделать вставку удалось, - книга со снимком и первым описанием Купы вышла летом 1994 г. Ещё более полно было рассказано об урочище Купа в вышедшей в 1997 г. моей книге «Аршаншчына: Спадчына мінулага», а затем - «Оршанщина: памятники природы и старины (Топография и реестр объектов по состоянию на 2000 г.)».

В октябре 2005 г. экскурсию на старину урочища Купа попросили меня провести белорусские исследователи из Уфокома. Оказались они людьми весьма осведомлёнными, любознательными, с неуёмной молодой энергией, желанием и умением думать, искать и познавать, с обилием смелых идей…

Купинская таинственная архаика оказалась для них вожделенной находкой и надолго открывала широкий простор для деятельности, - изначально поисковики определили композицию из валунов как древнюю астрономическую обсерваторию (вполне понятно патриотическое желание исследователей, - непременно иметь и свой белорусский Стоунхендж!). После нескольких последовавших за этим публикаций, начался бум общественного интереса, дискуссий и изучения. Последовала серия тщательно продуманных и хорошо организованных Белорусским уфологическим комитетом совместно с Институтом Истории НАН Беларуси исследовательских экспедиций на Купу.

Больших усилий потребовала расчистка территории памятника. Невероятной густоты дурнотравье и разросшийся кустарник в последние годы сильно затруднили даже подход к здешней старине, - оттого-то и не могли выявить его многие туристы-одиночки.

При расчистке найдены и «новые» камни, - именно те, наличие которых изначально предполагалось в разрывах валунных окружностей. По данным исследователей, к раннему варианту карты было добавлено указание о размещении около десятка ранее не отмеченных валунов, - на окончательном варианте карты их общее количество составило около сорока. После выявления новых камней ещё чётче обозначились концентрические образования из них вокруг большого центрального валуна. По утверждению исследователей: «на центральном валуне обнаружены четко просматривающиеся сколы, напоминающие солярный символ»…


Археолог Эдвард Михайлович Зайковский и активисты-исследователи из Белорусского Уфологического Комитета И. Бутов и В. Гайдучик ведут исследования в Купе. Снимок сделан в июле 2007 г. Эти и последующие четыре снимка заимствованы из материалов Белорусского уфологического комитета www.ufo-com.net.


Расчистка, предварительные обследования Купинских камней, - потребовались немалые усилия ввиду сильного зарастания памятника…

Исследователями была проведена нивелировка валунной композиции, - определено высотное расположение камней друг относительно друга. Сделать это затрудняла большая крутизна несущего склона. Кроме того, несомненно, здешний береговой рельеф мог за прошедшие века значительно измениться (о чём убедительно указывалось выше) и иметь мало общего с нынешним…


И. Бутов (Уфоком) закладывает шурф с западной стороны центрального валуна капища, июль 2007 г.

В процессе изучений и расчистки территории стало очевидным, что неким подобием окружности из крупных валунов охвачено и место расположения камня-жертвенника. Несомненно, усилиями здешних поселенцев уложены и валуны у родника...

Ещё остался широкий простор для деятельности будущих исследователей Купы, - ведь пока никто не занимался изучением здешних валунов, лежащих у самой кромки вод Днепра и в его глубине. Большим, вполне возможным, желанным и заманчивым открытием может стать здесь находка каменного идола, сброшенного в реку во времена принятия и распространения христианства…


Камень-жертвенник с углублением у родника в урочище Купа. Отрадно, что начато изучение и популяризация Купинской старины. Но знаем о ней сегодня мы ещё очень-очень мало. Будущее поколение исследователей здешних архаичных памятников, несомненно, ещё откроет много нового и интересного. Снимок автора, 2012 г.

Вероятно, у всех, побывавших у капища людей, возникало желание или мысль о раскопках на его территории. И действительно, их результаты, возможные находки могли бы многое прояснить и поведать о прошлом этого места. Впервые официальные раскопки на Купе были проведены в 2007 г. под руководством известного белорусского археолога Эдварда Михайловича Зайковского, занимающегося изучением в Беларуси памятников каменного и бронзового веков, языческих верований и искусства.

Первый разведочный шурф размером 1х1 м решили заложить у основания центрального валуна, с его западной стороны. Верхний слой раскопа составила плодородная почва, как и на большей части окружающей территории, её толщина у камня оказалась равной 20-25 см. Под ней на глубину около полуметра располагалась желтая супесь, интенсивно насыщенная гравием и галечником, - типичные русловые отложения Днепра. Глубже начиналось мощное наслоение светлого желтого песка без включений.


Осенью 2013 г. в урочище Купа члены Оршанской молодёжной общественной организации «Звяз» установили памятные таблицы у языческого капища и камня-жертвенника. C сайта orsha.eu здесь представлены репродукции снимков.

Раскопки не выявили у центрального валуна капища наличия культурного слоя. С целью отыскания его были заложены ещё два дополнительных шурфа в других местах капища, но и там культурный слой не был найден. По мнению Эдварда Михайловича: «Отсутствие культурного слоя может свидетельствовать как о том, что он отсутствовал изначально, так и о том, что он мог быть смыт, так как камни Купы располагаются на склоне Днепра, который неоднократно затоплялся водой. Поэтому однозначно утверждать, для чего предназначались камни, мы все еще не можем. Нужно рассматривать все гипотезы».

Ограниченные сравнительно коротким временем, обрядовые церемонии, для которых предназначалось капище, не оставили на его месте культурного слоя, - интенсивная жизнедеятельность поселенцев происходила на территории неолитической стоянки, расположенной рядом.


У камня-жертвенника, - видно заполненное водой углубление в его верхней части. Съёмочная группа белорусского телевидения готовит сюжет об архаичных памятниках урочища Купа. Снимок сделан автором в октябре 2013 г.

Таким образом, результатами всех проведённых до настоящего времени обследований Купы, стало подтверждение авторских предположений о наличии здесь языческого капища и культового родника с камнем-жертвенником, уточнение составленного в 1994 г. плана размещения и количества камней, их расчистка, снятие точных географических координат памятника, шурфовка его отдельных участков, установка информирующих памятных знаков. Сделано немало, хотя Купа так пока и осталась одним из самых загадочных уголков Оршанской земли...

Доводы в пользу того, что здесь находилось капище:

  1. Наличие возвышенности (крутой склон берега Днепра).
  2. Наличие поблизости водоема (река Днепр).
  3. Прослеживаемость некоторой упорядоченности в расположении камней.
  4. Отсутствие на протяжении соседних участков берега реки подобных скоплений валунов, что может свидетельствовать в пользу того, что данные камни могли быть перемещены сюда человеком.
  5. Сохранение среди местного населения культовых традиций, связанных с данным местом (празднование Купалы).
  6. Наличие поблизости иных культовых объектов – камня с выемкой (вода из которой считается целебной) и криницы.
  7. Наличие в данной местности в прошлом культовых деревьев. Урочище «Купа» является составной частью урочища «Дубки», в связи с которым сохранились воспоминания и письменные свидетельства о существовавшей здесь некогда дубравы. Вековые дубы здесь стояли еще в начале 20-го века. Ныне сохранились только два реликта. Дубы в языческих культах играли большую роль, были объектами поклонения и спутниками капищ.
  8. Местонахождение урочища в зоне главного европейского водораздела, на белорусской части которого и сосредоточено большинство известных в нашей стране языческих святилищ и культовых мест.

  Доводы против:

  1. Отсутствие у местного населения (по крайней мере не обнаружены) каких-либо преданий и представлений, связанных со скоплением камней в урочище «Купа».

  Предложения:

  1. Проведение квалифицированных археологических раскопок с целью обнаружения каких-либо следов ритуального и обрядового характера.
  2. Дальнейшая расчистка площади скопления валунов с целью выявления незамеченных камней, способных внести большую ясность в вопрос об искусственном характере данного сооружения.

  Доводы в пользу того, что предполагаемое капище могло служить астрономической обсерваторией:

  1. Наглядное сходство расположения определенной группы камней в виде неполного кольца вокруг центрального камня-«жертвенника», что делает данный памятник похожим на кромлех (напр., Стоунхендж).
  2. Соседство с неолитической стоянкой 3-го тыс. до н.э. В это время на территории Беларуси распространяется земледелие. Именно для земледельческих культур характерно подчеркнутое внимание к астрономическим событиям (дням равноденствия и солнцестояний), являющимися важными календарными датами в сельскохозяйственном годовом цикле.

  Доводы против:

  1. Неудобство размещения камней – на крутом склоне левого берега Днепра. Для древней астрономической обсерватории было бы уместнее расположение на ровном месте или слегка покатом склоне – для более удобного обозрения горизонта. Уместно, однако, предположение, что камни могли находиться на ровной площадке пойменной террасы, но за прошедшие века (если не тысячелетия) в результате подмыва берега Днепром сползли вниз по склону. В связи с этим затрудняется вычисление возможных азимутов по наблюдению за астрономическими событиями из-за изменения первоначального положения камней.
  2. Отсутствие известных в Беларуси культовых сооружений подобного типа. Как правило, изученные языческие святилища имеют совершенно иную планировку и тип.

  Проблема датировки

  Датировка комплексов из камней всегда представляла большую сложность. Существуют геологические методы определения возраста горных пород, однако на основе подобного анализа нельзя уточнить, когда эти валуны были установлены человеком для своих целей. Поэтому хронологическая привязка подобных комплексов основывается преимущественно на датировке археологического материала, сопровождающего камни. Но и эта методика довольно условно, так как следы жизнедеятельности человека могли появиться как до, так во время и после существования святилища.

  С камнями урочища «Купа» можно связать только находящуюся в нескольких метрах выше на пойменной террасе Днепра неолитическую стоянку. Тогда с большими допущениями скопление валунов можно датировать 3-м тыс. до н.э. Но в одинаковой степени можно сделать предположение об отношении данного капища к периоду позднего язычества и двоеверия (раннее средневековье) и использовании его жителями ближних населенных пунктов, хотя бы той же Орши. Тем более что с данным урочищем до сих пор связаны пережитки славянского язычества у местного населения.

  Литература:

  1. Шинкевич А.Н. Очерки о земле Оршанской: природа, история, народные предания, старина. – Барань, 2005. 
  2. Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыкл. – Мн.: БелЭн, 1993. 

 

Источник:

http://www.ufo-com.net/publications/art-3799-kupa-za-i-protiv.html